Создание гигапиксельных панорам
Меня тогда восхитили размеры изображения (до 12 метров длины и высотой около 2,5 метров) и качество изображения, где видны были все мелкие детали на огромной фотографии. Мне тогда стало интересно, а смог бы я сделать что-то подобное, и как можно этого достичь?
И вот недавно, в конце 2015 года, я завершил интересный проект, связанный с созданием серии гигапиксельных панорам различных известных мест Украины. В данной статье хочу поделиться своим опытом, который может быть интересен тем, кто хочет попробовать сам делать гигапиксельные панорамы высокого качества, или кто желает перейти от создания простых панорам к их более сложным вариантам.
Постановка задачи
Заказчику необходимо было найти изображения высокого качества для их широкоформатной печати и последующего размещения на стенах в офисе. Размер стен по высоте составлял около 3 метров, а по длине – от 2,5 до 6,5 метров. При этом заказчик хотел, чтобы все изображения для печати имели разрешение не менее 250-300 пикселов на дюйм. При этом изображения должны быть максимально резкими, с разными планами в фокусе, что дало бы возможность зрителям рассматривать мелкие детали даже на расстоянии вытянутой руки от стены.
Сюжеты, а их было всего 11, выбирались таким образом, чтобы рассказать об истории и памятниках Украины, показать красоту и разнообразие ее природы. После того, как предварительный список сюжетов был составлен, Заказчик столкнулся с проблемой отсутствия на стоковых фото-сайтах изображений нужного размера и качества, т.е. купить и использовать для печати такого формата уже готовое изображение было невозможно. И тогда было принято решение сделать заказную съемку, добившись нужного размера и качества всех фотографий.
Подготовка к съемке гигапиксельных панорам
После определения и согласования списка сюжетов и требований к качеству изображений, которые стали составной частью контракта, я провел три важных подготовительных этапа.
Во-первых, пришлось изучить ресурсы интернет на предмет съемки и обработки гигапиксельных панорам. До этого проекта я также снимал панорамы (при съемке природы, архитектуры и интерьеров), однако это были в основном однорядные, и не очень сложные панорамы. Их размер редко превышал 10 сшитых кадров. А в данном проекте мне предстояло создавать изображения, по размеру и сложности многократно превосходившие все, что я делал до сих пор. В ходе поиска я нашел несколько неплохих материалов, посвященных панорамной съемке. Для интересующихся могу порекомендовать серию статей Павла Богданова, плюс материал на английском языке с сайта лучших практик работы фотографов, а также подборку статей разных авторов на эту тему. Знатокам немецкого языка можно порекомендовать отличный ресурс со множеством полезных ссылок. Для ответа на специфические вопросы по гигапиксельной фотосъемке и обработке мне также помогли форумы и общение с фотографами – членами PPA и ASMP, их опыт и советы оказались весьма полезными.
Во-вторых, для каждого из сюжетов я сделал расчеты, чтобы определить нужное количество кадров по горизонтали и вертикали, которое обеспечило бы заданное требованиями разрешение. Есть удобный калькулятор для объективов Canon, позволяющий понять, сколько необходимо сделать кадров по вертикали и горизонтали в зависимости от выбранного объектива и выбранного перекрытия кадров в %.
Угол “зрения” должен указываться в градусах. Однако, этот калькулятор не учитывает разрешение матрицы фотоаппарата, а мне важно было учесть этот параметр, чтобы добиться требуемого количества пикселов по каждой стороне. После поиска в интернете я нашел удобный вариант калькулятора в виде таблицы Excel (автор Aslan Resimler), который я немного доработал для своих требований, и он стал для меня базовым средством расчета нужных мне параметров съемки по каждой из панорам.
Дополнительным преимуществом такого калькулятора является то, что в итоге расчетов он выдает удобные таблицы с указанием угловых величин поворотов по вертикали и горизонтали, и соответствующее количество снимков для каждого ряда.
Вы можете спросить, а зачем такие сложности? Поставил камеру на автоматизированную платформу типа GigaPan Epic Pro, нажал кнопку и пошел пить чай… – Ха! Зачем сложности, и почему не GigaPan, я отвечу ниже, в следующем разделе.
В-третьих, мне пришлось выбрать и приобрести необходимое ПО для создания и обработки панорам. Перед этой покупкой я почитал отзывы, попробовал несколько пакетов в тестовых бесплатных версиях, оценил их интерфейсы, возможности и удобство работы на платформе Apple. Выбор остановился на PTGui Pro. Помимо PTGui, я также приобрел лицензию на программу украинской разработки (горжусь!) Helicon Focus, которое интенсивно использовал для создания резкого изображения на всех планах кадра.
Ну, и в-четвертых, я снял пробные гигапиксельные панорамы, собрал их и сделал первичную обработку, чтобы оценить, насколько возможности моего iMac (i7/16GB RAM) и выбранного программного обеспечения позволят решить поставленную задачу. Первое тестирование прошло успешно, черновик панорамы для стены примерно 3 х 4 метра собрался и нормально обрабатывался, хотя небольшая неуверенность была, поскольку предстояло снять и обработать в два раза большие изображения. Но в итоге и эта задача была успешно решена.
Это первая финальная панорама, которую я снял для проекта, высота стены 3 метра, длина – около 4 м. Разрешение – около 300 ppi.
Вторая “пробная” гигапиксельная панорама, проверял возможность сборки файла высокого разрешения для стены длиной 5-6 метров (снимал с колокольни Киево-Печерской Лавры).
Всего было отснято 23 гигапиксельных панорамы, не считая страховочных копий, из которых заказчик отобрал 11 финалистов для печати и размещения в офисе.
Выбор оборудования
Отправной точкой к выбору оборудования были технические требования к панорамам по их размеру и разрешению. Можно легко подсчитать, что для панорамы 3х3 метра с разрешением в 300 ppi, необходимо создать фотографию с размерами 35,433 пикселов по каждой из сторон. А для создания панорамы размером 6,5 х 3 метра и разрешением 250 ppi, необходимо создать картинку с размерами 63,976 х 29,528 пикселов. Следует иметь в виду, что это уже “финальные” размеры, после обработки, а при съемке еще закладывается около 30% длины и высоты на перекрытия кадров. По каждому из заказанных сюжетов я определял примерный угол охвата, после чего в результате расчетов становилось понятно, какой из объективов следует использовать. Все панорамы снимались в вертикальной (портретной) ориентации камеры.
1) Камера. У меня в наличии имелась полноформатная Canon 5D Mark III, с матрицей 5760 x 3840 пикселов. Именно ее я использовал для съемки большинства панорам.
Одну из панорам (она на фото – украинская хата с цветами на переднем плане, которую снимал в музее в Переяслав-Хмельницком) удалось снять на любезно предоставленную представительством Canon камеру 5DS c 50-мегапиксельной матрицей, дающей разрешение 8688 х 5792 пиксела. Использование такого 50-Мп сенсора при съемке панорам удобно, поскольку сокращает число необходимых кадров, уменьшая время съемки и упрощает склейку и обработку панорамы.
Также, у меня в Переяславе была тестовая среднеформатная камера Pentax 645z, однако снять панораму с ее помощью не получилось ввиду отсутствия нужного для съемки объектива (да и она не дала бы преимущества по разрешению – матрица 50 Mp).
2) Оптика. Было даже без расчетов понятно, что с имеющейся у меня камерой съемку панорам нужного размера придется делать с помощью телеобъективов. На практике мне пришлось использовать два фокусных расстояния: 200 и 400 мм. В первом случае это был проверенный Canon EF 70-200/2.7L, а для 400 мм я после пробной съемки решил отказаться от EF 100-400, и вместо него использовал тот же 70-200, но с дополнительным 2х экстендером, который удваивал фокусное расстояние. Все фильтры (UV0), обычно установленные на мои объективы, я снял, чтобы получить более четкое изображение. Для некоторых панорам использовал поляризационный фильтр, чтобы подчеркнуть облака.
3) Штатив. Использовал Gitzo Safari GT2540FL, нагружая его дополнительно своим рюкзаком, чтобы обеспечить максимальную неподвижность во время съемки и работы с панорамной головкой.
Плюс этого штатива – можно спокойно снимать, стоя в воде, что использовал при съемке панорамы водопада Шипит в Карпатах.
4) Панорамная головка. Я долго думал, какую головку купить (раньше я снимал однорядные или двух-рядные панорамы на обычные шаровые или 3D-головки, вращая их по азимуту), читая обзоры и отзывы тех, кто снимал панорамы похожего размера. В финал моего отбора прошла головка Manfrotto 303SPH. Я долго думал насчет приобретения автоматической GigaPan Pro. Однако решающим фактором выбора в пользу ручной головки 303SPH явилась надежность.
Да, 303SPH – ручная, да, она нелегкая (почти 2,5 кг), хотя сделана из алюминия. Но по всем остальным требованиям она подходила, и давала мне гарантию того, что я смогу выполнить проект без дополнительного риска. Представьте, что мне нужно было во время поездки по Украине снять гарантированно около 15 панорам (не считая страховочных повторных), и отказ любой части оборудования означал бы срыв сроков и работ. Поэтому надежность была требованием №1 (хотя и все важные компоненты, кроме панорамной головки, также дублировались). А из-за наличия электроники GigaPan Pro имела существенно более высокие риски отказа. Выход из строя такой автоматизированной головки в условиях поездки вдали от крупных населенных пунктов означал бы срыв выполнения задачи.
Второй фактор в пользу 303SPH – удобство ее использования в походных условиях. Она удобно и быстро складывается, неприхотлива при переноске и не занимает много места, а установка и настройка ее также дело считанных минут. Думаю, ходить по горам с GigaPan было бы не так удобно. И третий фактор – это независимость от аккумулятора, что важно в условиях съемки зимой, при низких температурах. Ну, и дождь и снег для 303SPH – нипочем. И да, почти в 2 раза дешевле, чем GigaPan Pro.
У Manfrotto 303SPH оказалось всего три актуальных для меня недостатка: во-первых, у нее нет встроенного уровня, чтобы выставить ее в горизонтальное положение. Во-вторых, она жестко крепится винтом на штатив, поэтому для удобства ее позиционирования пришлось также купить промежуточный шаровой механизм Manfrotto 438. Вместе они работают прекрасно. И в-третьих, минимальный шаг поворота по азимуту, обеспечиваемый механизмом Manfrotto 300N (это поворотная платформа, входящая в состав головки), составляет 5 градусов, что удовлетворяло при съемке нужных мне сюжетов на фокусном расстоянии в 200 мм, но не хватало для 400 мм. При съемке на ФР=400 мм приходилось освобождать винт-фиксатор угла поворота и делать все повороты (угол 2,5 градуса) головки вручную. Это не очень удобно, увеличивает время и снижает точность. Тем не менее, все панорамы удалось снять с нужным качеством. Сейчас думаю, как можно этот недостаток конструкции исправить.
Особенности фотосъемки гигапиксельных панорам
По сравнению с обычными панорамами, съемка больших гигапиксельных панорам большого размера имеет свои особенности, на которые накладывались дополнительные ограничения, связанные с выбранными заказчиком сюжетами и типом используемого мной оборудования.
Панорамная съемка обычно ведется в полностью ручном режиме управления камерой. Я для всех дневных панорам устанавливал ISO равным 100 (для вечерних поднимал до 400…800), работал в диапазоне диафрагм 11…16 для достижения максимального качества картинки, рисуемой объективами. Баланс белого – вручную, с замером на месте съемки, либо по значку температуры (автоматическое определение WB отключено). Ошибка определения баланса белого не так важна, ее можно легко поправить при обработке RAW файлов, а вот его изменения от кадра к кадру при автоматическом определении – нежелательны.
Выдержка подбиралась с учетом разницы светов и теней по всему полю панорамы, точечным замером. В случаях, когда динамического диапазона камеры не хватало для охвата информации по яркости, использовал эксповилку в 2 стопа, сшивая HDR при постобработке.
Фокус устанавливал точкой, а автоматическом или ручном режиме (в зависимости от сюжета и картинки в кадре). В случае, если в кадр попадали несколько планов, приходилось делать 2-3 снимка, меняя положение точки фокуса (для ближнего, среднего и дальнего планов), делал это всегда в ручном режиме. Это удлиняло время съемки, но позволяло добиться большей глубины резкого пространства (ГРИП), поскольку у телеобъективов она относительно небольшая даже для закрытых диафрагм.
Для достижения нужного качества панорамы приходилось снимать не менее 150-200 кадров для “малых” 3-метровых панорам (без учета эксповилок и фокусного стека), давая еще дополнительный запас по краям, который отрезался на этапе обработки. А большие панорамы требовали еще большего объема съемки. Например, для панорамы замка в Каменец-Подольском (длина панорамы на стене около 6,3 метров) я снял более, чем полтысячи кадров.
Оказалось, это была не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Съемка крепости велась на закате, когда солнце было уже не такое яркое. Кроме того, съемка такого большого количества кадров (а часть из них нужно было снять с фокус-стеком, вручную выбирая точку фокуса) требовала значительного времени, поскольку после каждого кадра и перемещения камеры в новое положение нужно было давать пару секунд на затухание колебаний. На это накладывался не очень приятный момент в виде сильного ветра на вершине холма, откуда велась съемка: камера с объективом (EF 70-200/2.8L) имеет достаточную парусность, чтобы даже ветер средней силы приводил к ее колебаниям. Иногда приходилось ждать десяток секунд, чтобы ослабли порывы ветра). В итоге на съемку этой панорамы я потратил около часа. Еще одно следствие продолжительной съемки на закате – смещение теней от предметов, с которым потом приходится бороться на этапе постобработки. При этом сделать повторную съемку “для страховки” было в тот же день невозможно, поскольку солнце уже находилось слишком низко, к тому же появились облака.
Сильный ветер при съемке гигапиксельных панорам, кроме эффекта вибрации оборудования от его порывов, несет еще одну неприятность, а именно – постоянное движение листвы и травы, а также облаков. Особенно это сильно проявляется для растительности на ближнем и среднем плане кадра. И если с облаками можно побороться, используя маски, плавные переходы и размытия, то с листвой и травой такие фокусы не проходят, если нужно сохранить все детали. Например, во второй половине июля 2015 г., когда стояла солнечная, но ветреная погода, я пытался три раза снимать гигапиксельную панораму Золотых Ворот в Киеве, для печати на 4-метровой стене. Съемку делал с 200-мм объективом. Но все три раза даже средней силы ветра оказывалось достаточно, чтобы сделать качественную склейку изображения невозможной, никакими масками и фотошопом убрать “шевеленку” каштановых веток не удавалось, несмотря на то, что выдержка была достаточно короткой, чтобы в отдельных кадрах листья были резкими.
Также, при съемке Золотых Ворот пришлось ждать отдельных кадров десятки секунд: место людное, много прохожих и туристов. Плюс, фокус-стек в ручном режиме для достижения резкости на всех планах в кадре. Поэтому съемка каждой такой панорамы занимала не менее часа. В итоге я смог достичь высокого качества изображения гигапиксельной панорамы на 95-97% ее площади (нашли голубя?), однако заказчик все таки решил не печатать ее в результате. Из-за жесткого графика работ времени дожидаться тихой погоды не было, поэтому этот сюжет в итоге заменили другим.
Еще одна панорама популярного туристического места, без деревьев, но с многочисленными туристами.
Гигапиксельная панорама замка Паланок в Мукачево (на фото вверху) снималась в обычный летний “туристический” день, когда было много посетителей и туристических групп. Для того, чтобы снять нижнюю часть панорамы, я потратил около полутора часов, поскольку приходилось ждать, чтобы люди “вышли” из кадра. Проблема с людьми на переднем плане при панорамной съемке относительно легко решается, если людей немного (их можно удалить с помощью масок при постобработке). Но когда людей много, и все они движутся хаотично, приходится просто ждать подходящего момента.
Правда, иногда проблему с людьми в кадре можно решить, просто выбрав время для съемки, когда нет посетителей.
Так, водопад Шипит в Карпатах – популярное место среди туристов – я снимал на рассвете, когда все посетители еще спали. А днем вокруг водопада постоянно тусуется десятки туристов, и к тому же солнечные лучи, падая сквозь крону деревьев, создают слишком сильный контраст. Ранняя съемка также была удобна тем, что можно было снять всю панораму с выдержкой около секунды, которая дала возможность сделать красивые водяные струи без дополнительных ND-фильтров и достичь мягкости всего изображения.
Чтобы снять все сюжеты, мне пришлось организовать поездку по Украине. Маршрут был составлен таким образом, чтобы имея запас по времени, обеспечить возможность съемки требуемого объекта в самое лучшее для него время. Для определения времени съемки и наилучшего света, я использовал программу ТРЕ для iPad, которую считаю отличным помощником, если приходится снимать в незнакомых местах:
Еще одной полезной утилитой для планирования и расчетов панорамной съемки оказалась программа Photo Transit для iPad, с помощью которой удавалось оценить примерный угол охвата для нужного ракурса с предполагаемой точки съемки:
Ну, и проверенный MyLens for Canon (для iPhone) быстро помогал определить ГРИП и гиперфокальные расстояния:
График съемок получился достаточно плотный, в основном один день на один объект. Лишь для съемок панорам Карпатских гор я оставил несколько дней “про запас”, на случай коварной горной погоды. Не обошлось и без сюрпризов. Так, приехав снимать Невицкий замок на Закарпатье, я обнаружил, что башня, которая была на предварительной картинке объекта, обрушилась, и получить нужный ракурс уже невозможно. Вообще жалко, что такие памятники разрушаются: место очень красивое и романтичное. Пришлось уехать ни с чем.
Также, не удалось снять в утвержденном ракурсе панораму Ужгородского замка: высота его крепостных стен оказалась больше, чем я ожидал, и вся картинка становилась неинтересной, композиция разрушалась. Пришлось отказаться от его съемки.
А когда я в конце маршрута приехал к заданному времени к Свиржскому замку, с удивлением обнаружил толпы веселой молодежи и палатки на лужайках возле замка и окружающего его озера: там в этот день завершился музыкальный фестиваль. Снять панораму удалось, но постобработка заняла много времени (на фото уже панорама без туристов и следов их безудержного веселья).
Для некоторых объектов я снимал дневной и вечерний варианты.
Это фрагмент вечерней гигапиксельной панорамы Андреевской церкви, но заказчик выбрал в финале ее дневной вариант:
Поскольку я снимал “с запасом”, чтобы дать заказчику возможность выбора, то ряд снятых панорам не попал в список финалистов, хотя некоторые из них были достаточно интересные, с большим количеством деталей, как, например, вот эта гигапиксельная панорама (черновик, без обработки) Залещиков:
и вот фрагмент домика по центру панорамы, примерно 70% от реальной величины фотоизображения, в песочнице можно рассмотреть игрушки:
Еще один сложный момент при съемке гигапиксельных панорам связан со временем съемки. Если съемка ведется в солнечный летний день, в жару, то часто не удастся избежать марева из-за движения слоев нагретого воздуха. В результате при сборке на частях панорамы получится размытое изображение, и никакая профессиональная оптика и матрица с высоким разрешением не помогут. Я столкнулся с этим при съемке одной из панорам в Карпатах (фото внизу, она не вошла в число финалистов).
Здесь точка съемки была рядом с дорогой, и горячий воздух от асфальта привел к частичной потере резкости деревьев на заднем плане.
Поскольку каждая снятая панорама – это несколько сотен RAW-файлов объемом по 25 Мбайт, плюс “страховочные” копии панорам, плюс запасные варианты для выбора заказчика, и в итоге моя серия съемок гигапиксельных панорам в 10-дневной поездке заняла все доступные у меня CF-карточки памяти, и еще пришлось докупать несколько штук во Львове. Спасибо магазину MOYO, что работал вечером в выходной.
Особенности обработки гигапиксельных панорамных изображений
В общем, мой процесс по обработке, или как его еще называют, workflow, заключался в следующих шагах:
1) Копирование RAW файлов в библиотеку Lightroom, с одновременным созданием копий файлов на внешнем RAID-носителе (первая копия оставалась на карточке до момента сдачи панорамы заказчику). Удаление брака и пристрелочных кадров.
2) Экспорт “чернового” набора фото без обработки в JPEG, в отдельный каталог.
3) Быстрая черновая сборка панорамы в PTGui Pro, цель – убедиться, что все файлы сняты нормально, нет пропусков и утвердить панораму у заказчика для дальнейшей обработки.
Пример – “черновая” сборка Хотинской крепости (не прошла в финал).
4) После того, как заказчик давал “добро”, черновики удалялись и начинался этап чистовой обработки. Сначала я “проявлял” все фотографии в Lightroom, делая необходимые корректировки по цвету, экспозиции, яркости, тональности, контрасту, искажениям, виньетированию и т.п. Детали процесса опускаю, это все достаточно подробно описано в многочисленных учебниках. Файлы после обработки экспортировались в 8-битовые JPEG в отдельный каталог (пробовал вначале 16 бит TIFF, но быстро понял, что это перебор).
Пример панорамы Карпат (не вошла в число финалистов), черновой вариант до начала обработки. Области неравномерной яркости на небе – результат виньетирования объектива и черновой сборки, без оптимизации установки контрольных точек.
5) Сборка кадров, снятых с фокусом на разных планах, с помощью программы Helicon Focus. Готовые, резкие по всей площади кадры также сохранялись в 8-битовых JPEG файлах.
6) Импорт и обработка всех исходных кадров в PTGui Pro. Это: первичный анализ изображений, автоматическая и ручная установка контрольных точек для всех кадров, оптимизация изображений, первичная сборка панорамы.
Затем следовал этап повторной оптимизации исходных изображений, установка горизонта, корректировка контрольных точек, работа с масками для удаления ненужных деталей на стыках (например, движущихся объектов в разных кадрах), и сшивка финальной панорамы.
Для случаев съемки с эксповилкой, отдельная панорама собиралась для каждого из наборов с фиксированной выдержкой, а затем PTGui создавала HDR/exposure fusion панораму из трех ее исходных частей. Затем следовала повторная проверка в 100% (1:1) масштабе всей панорамы и корректировка с помощью масок и ретуши.
Итоговую собранную гигапиксельную панораму я сохранял как PSB-файл (файл Photoshop большого размера) для ее дальнейшей обработки.
7) Обработка в Photoshop начиналась с обрезки и установки нужного размера панорамы, а затем включала в себя “чистку и уборку” всего мусора, причем в буквальном смысле этого слова. Так, при редактировании панорамы замка в Каменец-Подольском мне пришлось “убрать” с окружающих склонов около 300 единиц мусора в виде бутылок, банок из под пива, пластиковых пакетов, пачек из под сигарет, обрывков бумаги и т.п. Плюс, отретушировал надписи вроде “Здесь был Вася”, коих тоже было превеликое множество на стенах, камнях и деревьях. Только эта работа заняла несколько дней. После “уборки” – дополнительная ретушь для всех областей, в которых не удалось достичь нужного качества при сборке панорамы с помощью маскирования, а также ретушь отдельных элементов по требованию заказчика. Затем, в конце – стандартная обработка в Photoshop с помощью настроек яркости, контрастности, цветности, резкости и шумоподавления (если необходимо). Последняя операция – вывод готовой финальной панорамы в TIFF или JPEG для передачи на печать. Я готовил несколько вариантов, варьируя насыщенность цветов и контраст, затем в лаборатории делались контрольные отпечатки, после чего вместе с заказчиком выбирали финальный вариант.
Вся обработка занимала у меня от 3 дней для малых и средних панорам (как ни странно, это минимальное время оказалось у панорамы водопада, хотя я думал, что листья деревьев займут много времени на ретушь) до нескольких недель. А максимальное время – 16 дней (по 10-12 часов ежедневно) – заняла обработка 6-метровой панорамы крепости в Каменец-Подольском. При ее обработке рабочий psb-файл занимал около 12 Гбайт, и каждая операция в Photoshop, например, по применению фильтра или настроек, занимала от 40 до 90 минут.
Для передачи файла на печать мне пришлось его уменьшить, чтобы вписаться в ограничения формата JPEG: 65535 пикселов по стороне.
В итоге для панорамы на стене длиной 6,28 м, изображение имело разрешающую способность более 250 ppi, а файл для печати занимал немногим более 1 Гбайт. Для панорам меньшего размера мне удавалось достичь разрешения 300 ppi и более.
Как резюме по обработке могу сказать, что PTGui Pro – превосходен, я остался им очень доволен, равно как и Helicon Focus. Ни единого сбоя, все работало устойчиво, быстро и надежно. Оценка с моей стороны – отлично.
Печать изображений большого размера
Финальный этап – это передача готовых гигапиксельных панорам в лабораторию для печати, затем собственно печать и поклейка изображений на стены.
Большинство панорам я передавал с помощью сервиса онлайн-галерей заказчиков на своем сайте. Это работает удобно и для лаборатории печати, и для заказчика, поскольку можно в любой момент проверить последние версии файлов, дать комментарии, внести изменения. Однако, и тут были ограничения. В частности, файл панорамы крепости Каменец-Подольска оказался слишком большим, и его размер уперся в ограничения платформы сайта. Его удалось передать в лабораторию с помощью сервиса Dropbox.
Печать изображений обеспечивала киевская компания LDS.
Панорама Карпат, дорога из Дземброни на Вухатый Камень. Длина стены – более 6 м.
Для печати на специальной обойной бумаге использовались широкоформатные плоттеры hp Latex, чернила которых экологичны – не содержат химических растворителей, поэтому они подходят для оформления интерьеров в офисах, квартирах, больницах, детских и учебных учреждениях.
Это особенно важно, когда изображение печатается на большой площади (на фото – панорама на стене длиной 6,28 метра).
Еще одной сложностью финального этапа являлась поклейка таких больших изображений на стену. Она заключалась в точности совмещения частей изображения, чтобы достичь совпадения всех деталей фотографии на протяжении стыка – он должен быть незаметен. Инженеры и дизайнеры LDS успешно справились с задачей.
В целом я осталась очень доволен реализованным проектом: получил новый, уникальный опыт, удовольствие от красот Украины, удовлетворение от полученного результата и благодарность партнеров и заказчика.
Буду благодарен читателям за отзывы и комментарии. Связаться со мной или задать вопросы можно на страничке контактов.