Интерьерная фотосъемка с объективами 50 мм: тест оптики Canon
Для своих интерьерных и архитектурных фотосъемок при съемке на полный кадр я использую зум- и фикс-объективы с фокусными расстояниями от 16 мм (EF 16-35/2.8L) до 200 мм (EF 70-200/2.8L). Также, в моём арсенале есть два объектива со сдвигом оптической оси: TS-E 17mm и TS-E 24mm (2-й версии). Для расширения диапазона фокусных расстояний с возможностью сдвига по оптической оси, я также иногда использую оптические расширители Canon Extender EF 1.4x III и Canon Extender EF 2x III, которые можно использовать с обеими из имеющихся у меня tilt-shift объективами.
И хотя использование этих самых экстендеров расширяет диапазон фокусных расстояний и творческие возможности фотографа, тем не менее, существуют определенные ограничения, связанные с физикой оптики, которые непосредственно влияют на качество получаемого изображения. В частности, съемка с любым из экстендеров неминуемо приводит к необходимости увеличения экспозиции из-за дополнительных потерь в пути прохождения света. Кроме этого, происходит падение четкости и контрастности изображения и усиление хроматических аберраций, что особенно сильно проявляется при использовании EF Extender 2x и со сдвигом оптической оси (с EF Extender 1.4x III ухудшение четкости и хроматики гораздо меньше).
Нужно отметить, что на сегодняшний день у компании Canon – самый лучший набор тильт-шифт оптики для архитектурной и интерьерной съемки из всех игроков, представленных на рынке. Объективы Canon со сдвигом оптической оси перекрывают самый широкий диапазон фокусных расстояний (17 мм, 24 мм, 50 мм, 90 мм и 135 мм), и последние модели, анонсированные в августе 2017 года, разработаны с учетом параметров новейших камер и современных требований.
Поскольку у меня до сих пор были в наличии лишь 2 наиболее востребованных для интерьерной и архитектурной съемки модели тильт-шифт объективов (17 и 24 мм), поэтому в своей практике я придерживаюсь следующих правил:
- для съемки в очень тесных помещениях, или для максимального охвата части пространства, использую TS-E 17 мм, если невозможно применить менее широкоугольный объектив. Вот пример фотографии, снятой с помощью этого объектива – снимал высокий стенд с небольшого расстояния, “вжав” камеру в стену
- для охвата широких планов, экстерьеров зданий, общих планов интерьеров, использую TS-E 24 мм, а также иногда панорамные снимки, применяя сдвиг объектива по горизонтали, по вертикали или диагонально. Вот пример фотографии, снятой с помощью этого объектива – тут сделана панорамная “сшивка” из двух кадров.
- для достижения фокусного расстояния 35 мм, часто используемого для интерьерной съемки, применяю объектив TS-E 24 мм вместе с экстендером EF Extender 1.4x III, либо (если позволяет пространство и задумка кадра) использую стандартный зум EF 24-70/2.8L II USM, что также позволяет достигать промежуточных фокусных расстояний. Вот пример фотографии, сделанной с помощью Extender 1.4x III.
- для более крупных и детальных планов, использую либо тот же зум 24-70 мм, либо фикс-объективы 50 мм и 85 мм, или 70-200 мм. Все объективы – L-серии для получения максимального качества изображения. Пример кадра с крупным планом.
- часто возникающая задача сохранения вертикальных линий при фокусном расстоянии 50 мм решается путем исправления перспективных искажений при пост-обработке (от варианта TS-E 24mm + Extender 2x я отказался ввиду неудовлетворительного качества получаемого изображения). Однако, такой подход требует создания дополнительного “запаса” при компоновке кадра, приводит к потере значительной части информации и не всегда гарантирует наилучший результат. Поэтому, я задумывался над приобретением тильт-шифт объектива Canon TS-E 50mm/2.8L, но предварительно хотелось оценить его на практике, особенно учитывая его цену ($2,199 на B&H, и около 80,000 грн за официальную версию в Украине). Более дешевую версию тильт-шифт 45 мм я не рассматривал, поскольку этот относительно старый объектив разрабатывался давно, он не входит в L-серию, и не отвечает требованиям современных камер и оптики.
И вот, на этой неделе, благодаря поддержке Canon-Украина у меня появилась возможность попробовать Canon TS-E 50mm/2.8L Macro на практике, что и сделал, проведя небольшой тест. Я решил не испытывать все возможности этого объектива, а ограничился лишь наиболее важной для меня частью: протестировать качество получаемой картинки при нулевом и максимальном сдвиге оптической оси по вертикали и горизонтали, с параметрами, которые я наиболее часто использую при интерьерной фотосъемке: ISO = 100 и F = 11. В первую очередь мне важно было оценить резкость изображения (детали) и наличие или отсутствие хроматических искажений. А также хотелось получить сравнение с другими объективами для этого фокусного расстояния.
Для теста я использовал лист А4 формата с печатным текстом, прикрепленный на стену студии, который снимал на камеру Canon 5D Mark IV со штатива, меняя объективы. Были сделаны тестовые кадры с помощью таких объективов:
- Без сдвига оптической оси: Canon EF 50mm/1.2L, EF 24-70/2.8L на ФР=50 мм, а также TS-E 24mm/3.5L + Extender EF 2x III, плюс TS-E 45mm/2.8 и TS-E 50mm/2.8L Macro
- Со сдвигом оптической оси по вертикали и горизонтали: Canon TS-E 24mm/3.5L + Extender EF 2x III, плюс TS-E 45mm/2.8 и TS-E 50mm/2.8L Macro.
Все тестовые фотоснимки я загрузил в онлайн-галерею на своём сайте (RAW-файлы в формате .cr2 и их аналоги JPEG, без обработки). При просмотре в галерее к каждому файлу есть описание, с указанием использованного объектива и параметров съемки. Чтобы скачать эти файлы в полном размере, используйте пароль: Canon.
Ниже я также привожу фрагменты изображений в масштабе 1:1 (100%), из которых сразу видны отличия в качестве картинки.
Вывод: Canon TS-E 50mm/2.8 Macro – штука недешевая, но он того стоит!
Чтобы заказать архитектурную или интерьерную фотосъемку у Sergiy Kadulin Photography, обращайтесь по контактам, указанным на моем сайте www.sergiykadulin.com.